В какую цену обходились автобусы в СССР и сколько ЛАЗов можно было взять вместо одного «Икаруса»

В 2013 году ПАЗ запустил в производство рестайлинговый вариант своего бестселлера ПАЗ-3205. Небольшие косметические штрихи реально позволили сделать внешность «пазика» более современной.

Вот только перевозчики такому фэйслифтингу не обрадовались – ведь обновленный автобус стал дороже, а денег привозил столько же…

В плановой экономике СССР фокусы с увеличением отпускной цены из-за новых фар или бампера провернуть было сложнее. Просто потому, что ценник на машину устанавливался заранее.

Причем «заранее» — это не пару-тройку месяцев, а пару-тройку лет и даже больше. И чтобы поднять стоимость нового автобуса – ее нужно было еще и обосновать.

Ради примера я откопал отчет ноября 1985 года, по оптовым ценам на выпускаемые и готовящиеся к выпуску автобусы.

Начну с микроавтобусов — на тот момент их выпускали всего два производителя: РАФ и УАЗ.

11-местный РАФ-2203 стоил 4100 руб. Но к тому моменту он стоял на конвейере уже 10 лет, и в 1986 году ему на смену должен был прийти РАФ-22038 стоимостью 4500 руб. Думаете, просто взяли и подняли цену, потому как «рафик» будет новым? Ага, конечно.

В обосновании увеличения цены перечислены очень даже конкретные моменты: установка двигателя ЗМЗ-402.10 вместо ЗМЗ-24Д, применение подвески типа «качающаяся свеча», использование шин И-243 с металлокордом и передние дисковые тормозные механизмы.

Интересно, но 10-местный УАЗ-452В, выпускавшийся с 1967 года, стоил всего 3230 руб. И за наличие полного привода ему цену не накинули. Более того, «санитарка» УАЗ-452А с откидными лавками в салоне была еще дешевле – 3020 руб.

И даже наиболее современный на тот момент микроавтобус УАЗ-2206-01, пошедший с 1985 года, стоил дешевле «рафика» — 3560 руб.

Даже модернизированный УАЗ-2206, с повышенной комфортабельностью кузова, улучшенной безопасностью и сниженным расходом топлива, планировавшийся к постановке на конвейер в 1989 году, должен был обойтись организациям в 4200 руб. Опять же дешевле вышеупомянутого РАФ-22038.

Сегментом автобусов малого класса в СССР занимались ПАЗ и КАвЗ. Несмотря на использование весьма схожей агрегатной базы, машины воспринимались совершенно по-разному.

Первый – вполне современный автобус вагонной компоновки, который можно было использовать и на городских, и на пригородных маршрутах, второй – этакая ведомственная «кибитка» для перевозок сотрудников.

Однако те, кто устанавливали цены, так не считали. Поэтому 37-местный ПАЗ-672М, вставший на конвейер в 1984 году, стоил 5300 руб. А вот КАвЗ-685М на 28 пассажиров, впускавшийся с 1982 года, был всего на «сотню» дешевле – 5200 руб.

Для готовящегося в производство в 1986 году 36-местного ПАЗ-3205 цена была установлена 5800 руб. Обоснование для увеличения – новый кузов, двухконтурная тормозная система, применение пластмассы, алюминиевых бамперов и рост затрат на стекла.

На 28-местный КАвЗ-3270, который должен был появиться в 1988 году, отпускная цена возрастала до 5500 руб. Причина – повышение ресурса на 20 тысяч километров, снижение расхода топлива на 2,5 литра, новая конструкция рабочего места водителя, установка подрессоренного сиденья, улучшение обзорности.

К слову, 26-местный полноприводный ПАЗ-3201, выпускавшийся с 1973 года, на тот момент стоил 5670 руб. А его грядущая в 1988 году замена в виде ПАЗ-3206 должна была достаться предприятиям за 6500 руб. Почему так? Просто стоимость ПАЗ-3205 умножили на поправочный коэффициент 1,129.

А фактически же к 1989 году, когда модель ПАЗ-3205 полностью вытеснит с конвейера старый ПАЗ-672М, ее госцена будет увеличена почти в три (!!!) раза. Ибо согласование в Госкомцене — штука тонкая!

За городские автобусы большого класса в СССР отвечали ЛиАЗ и ЛАЗ. Первый с 1981 года производил номинально 80-местный ЛиАЗ-677М стоимостью 11950 руб.

Второй же завод с 1980 года выпускал номинально 69-местный ЛАЗ-4202, за который просили 15000 руб.

Почему именно так, в отчете не уточнялось. Зато уточнялось, почему запускаемый в производство в 1985 году ЛиАЗ-5256 должен был стоить уже 17500 руб. – в полтора раза дороже «лунохода».

В обосновании указывалось, что модель получила дизельный двигатель КамАЗ, ее пробег увеличился до 500 тысяч километров, а номинальная пассажировместимость возросла до 100 человек.

За пригородные перевозки должны были отвечать 66-местный ЛиАЗ-677Б, выпускавшийся с 1973 года и стоивший 12050 руб., а также 65-местный ЛАЗ-42021, который планировался в производство с 1986 года с ценником 16500 руб.

Его удорожание относительно базового ЛАЗ-4202 объяснялось применением механической коробки передач вместо «автомата» (забавно сейчас это читать, правда?) и 4-рядной планировкой салона.

А еще в отчете фигурировал пригородный КАвЗ-52561, который должен был быть освоен в 1988 году. Машина имела почти те же характеристики, что и ЛиАЗ-5256. И вероятно поэтому также стоила 17500 руб.

Правда, в обосновании цены было отмечено, что вместо ГМП на машине будет использована МКП, усилится каркас кузова, а количество посадочных мест будет увеличено до 40 при уменьшении общей вместимости.

Междугородные маршруты в СССР должны были закрывать отечественный 41-местный ЛАЗ-699Р и венгерский 42-местный Ikarus-250.

Первый на тот момент стоил 17500 руб. – ненамного дороже современных городских моделей, хотя находился в производстве с 1979 года.

А вот «венгр» был «золотым» — 46600 руб. За эти же деньги можно было получить прочти три львовских автобуса!

Даже готовившийся к производству в 1994 году 43-местный ЛАЗ-5255 предварительно оценивался всего в 25000 руб. Хотя по своему оснащению машина должна была быть максимально близка к «Икарусу».

На этом фоне перспективный 37-местый «междугородник» ЛАЗ-4205, по плану встававший в производство в 1987 году, стоил и вовсе «копейки» — всего 14000 руб.

К сведению, компактный 33-местный ЛАЗ-697Р, уже снятый тогда с производства, но еще широко встречавшийся на межгороде, стоил 10790 руб.

Ну и просто для общего развития пробегусь по «вахтовкам». 20-местный НЗАС-3964 на шасси ГАЗ-66-11 – 7400руб., 26-местный НЗАС-49472 на шасси Урал-375ЕМ – 11200 руб., опять же 26-местный НЗАС-4947 на шасси Урал-4320 – 15000 руб.

В пояснении сказано, что такая разница в «4947» вызвана отпускной стоимостью на шасси: Урал-375ЕМ – 7230 руб., а Ура-4320 – 10770 руб.

Источник