В ситуации упадка кино (а российский кинематограф сейчас именно в этой непроглядной позиции) первым страдает кино для детей.
И если фильмы про войну, спорт и мосты еще рождают хоть какой-то энтузиазм, хотя бы и коммерческий, в душах современного российского кинодельца, то семейное и детское кино с момента распада Союза практически полностью кануло в небытие.
Современные кинематографисты лишь изредка обращаются к этим жанрам (лучше бы не делали и того), доверяя юных россиян «Гарри Поттеру».
Не имея ничего против эпопеи Джоан Роулинг, я все же грущу о том, что не появляются и не предвидятся новые «Приключения Петрова и Васечкина», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Королевство кривых зеркал» или «4:0 в пользу Танечки».
И дабы успокоить душу, сегодня я вспомню советский фильмы для детей, которые и раньше рождали споры, а сегодня и вовсе не заслуживают нашего внимания.
Электронная бабушка (1985)
Сюжет: Ребята выясняют причину болезни девочки Агаты: у всех детей есть бабушки, а у нее — нет. Тогда дети покупают своей подруге электронную бабушку. На вид эта бабушка совсем не старая, она придумывает интересные игры, даже летит с детьми на Луну.
Фильм снят по мотивам рассказа Рэя Брэдбери, и это очередной случай, когда «книга лучше фильма».
У Брэдбери рассказ утопический и мрачный, а «Электронная бабашка» претендует на добро и мелодраматизм, и не выходит у нее ни того, ни другого.
80-е — не лучшее время для Литовского кинематографа (как и для всех бывших республик СССР). Учитывая, какое было время, мне в этой сказке видится сплошной недобрый сюрреализм.
Единственное, что стоит отметь с положительной стороны (хотя кому как) — этот фильм открыл в России Ингеборгу Дапкунайте.
Ура! У нас каникулы! (1972)
Сюжет: В немецком городе Котбус проходит слёт пионеров стран Европы, Азии и Африки. Прибывшие туда пионеры из СССР подружились с немецкими сверстниками, а некоторое время уже группа немецких школьников приезжает с ответным визитом в Москву. Валера Степанов показывает им свой город…
Удивительно, как в 1972 году удалось снять фильм, который уже содержит в себе тоску по тому самому времени (такая ностальгическая рекурсия).
Фильм по своему содержанию более напоминает документальную телепередачу о том, как советские пионеры ездили в ГДР на каникулы.
Вот пионеры в музее Дрездена, а вот посещают антифашистский монумент. Всё красиво, нарядно, все ребята весёлые, из разных стран, улыбаются и машут друг другу.
Фактически, это даже не фильм, а сборник зарисовок и воспоминаний меланхоличного школьника Валеры Степанова, который с грустью вспоминает свою поездку на «поезде дружбы» в Берлин.
Допускают, что фильм всколыхнёт в старшем поколении какие-то добрые чувства, но на этом все.
Красный галстук, 1948
Сюжет: В семье директора завода коммуниста Вишняка вместе с его детьми Мариной и Валерием воспитывается приемный сын Шура Бадекин, отец которого погиб на фронте.
Дети хорошо учатся, дружат между собой. Однако в характере Валерия все больше проявляются себялюбие, эгоизм, заносчивость.
Однажды отец заметил, что Валерий перестал носить пионерский галстук. Оказывается, подросток отказался выполнить поручение отряда и сам снял с себя галстук.
На совете отряда Шура Бадекин осудил поведение друга, но его поведение Валерий расценил как предательство…
«Красный галстук» сейчас смотрится как банальная агитка, что неудивительно, если учитывать, а что автор сценария Сергей Михалков.
И дело тут не в пионерах или устаревшей идеологии, просто все прямолинейно до ужаса и делится старого по линейке на «черное и белое» без полутонов. Сегодня такое смотреть тяжело.
Впрочем и тут есть положительные моменты: например, довольно точный образ юного номенклатурщика Васи Чашкина — будущего комсомольского и партийного функционера.
Лесные качели, 1975
Сюжет: Пятнадцатилетние Настя и Зуев свое последнее лето детства проводят в пионерском лагере. Это лето подарило героям первую любовь и нежную дружбу.
Но против этой любви выступают взрослые. Настя не поняла, почему ей нельзя дружить с мальчиком, Зуев устыдился.
Не готовый отстаивать свои чувства по-взрослому и не подумав о Насте, пацан выбрал самый простой способ решения конфликта — убежал из лагеря.
«Лесные качели» — красивый фильм с сильным актёрским составом. Верховодит тут обаятельный Олег Ефремов.
Но, как признавались потом сами авторы фильм — фильм не стал цельным и значимым произведением, потому что не был чётко обозначен и разработан конфликт, а также отсутствовала у режиссёра строгая концепция темы.
Образы подростков и воспитателей крайне стереотипны, а их взгляды на первую любовь — вторичны и неоригинальны.