Современные дети стали более нежными. Психологи рассказывают нам о том, как правильно воспитывать детей, как найти к ним подход, чтобы не ранить, не отбить желание, чтобы не обидеть, чтобы не задавить личность.
Открываешь эти советы, начинаешь вникать и понимаешь, чтобы следовать этим инструкциям нужно стать чужим человеком для собственного ребенка.
Потому что родная мама так себя не ведет. Слишком натянуто, официально, по протоколу. И каждый раз с оглядкой на закладку в учебнике: «Основы воспитания ребенка».
А наши родители об этом не задумывались. Нас растили любя вот и весь секрет. Но и относились более требовательно. Все это было на подкорках. Без всяких там тренингов и учебников. Но и жалели меньше.
Вернее так, некоторые фразы лились рекой, но ребенок не воспринимал их как нечто недопустимое. А сегодня нужно следить, как говоришь и что.
И не дай Бог нарушить правила. Все, личность сформируется неправильно. Или чего хуже ребенок подаст на тебя жалобу.
Недавно я наткнулась на такие смешные фразочки, которые говорили нам в детстве.
Мама учила меня верить в бога: «Молись, чтоб эта гадость отстиралась!». Мама учила меня мыслить логично: «Потому что я так сказала, вот почему!»
Мама учила меня думать о последствиях: «Вот вывалишься сейчас из окна, не возьму тебя с собой в магазин!»
Мама объяснила мне причинно-следственные связи: «Если ты сейчас же не перестанешь реветь, я тебя отшлепаю».
Мама учила меня преодолевать невозможное: «Закрой рот и ешь суп!». Мама научила меня выносливости: «Не выйдешь из-за стола, пока все не доешь!»
Мама учила меня смело смотреть в будущее: «Уж, погоди, дома я с тобой поговорю!»
Мама научила меня основам самолечения: «Если не перестанешь косить глазами, на всю жизнь таким останешься».
Мама учила меня быть гибким: «Посмотри, какая у тебя шея сзади грязная!». Мама научила меня экстрасенсорике: «Надень свитер, я же знаю, что тебе холодно!»
Читала и хохотала в голос. Все эти фразы я говорила своему сыну в детстве. А мне их говорила моя мама. И ничего мы выросли здоровыми, нормальными людьми. И наши родители не задумывались, а не ранит ли нас такой тон и обращение? Нас воспитывали!
Современные ребята многое не поймут про наше прошлое. Оно и понятно. Времена меняются, и скоро эпоха СССР будет ассоциироваться с динозаврами. Но как хорошо, что у нас есть эти мелочи, которые мы можем вспомнить, и на душе становится тепло.
Я, например, искренне желаю нашим детям обрести в своем времени маячки воспоминаний из их бытия, которые будут согревать в серебряном возрасте. Без них никуда.
Например, современные дети округляют глаза, когда видят грелку. Обычную грелку. У меня дома до сих пор сохранилась. Объясняешь, а им и невдомек, что греть ножки зимой одно удовольствие. И никакой обогреватель не сравнится.
А отпарывать белые воротнички на школьной форме? Еще один набор действий, который непонятен современному школьнику, а нам был очень даже знаком. И доведен до автоматизма.
А что для нас значил красный галстук? И ведь сейчас не объяснишь даже, что каждый уголок имел свою символику. Пионеры, Комсомол. Не знаю.
А я бы и сейчас вернула детям пионерскую организацию. Это же была дисциплина, тяга быть смелым, отважным, честным, правильным. Ориентиры и принципы, заветы и ответственность. Коллективный дух. Моя знакомая работает в школе.
Ее на уроке спросили кто такие пионеры? Так не поверите, учитель со стажем слова подыскивала. Сейчас детям непонятно то, что для нас было таким родным и привычным. С парт стали выкрикивать, мол, ясно, это было что-то вроде секты.
Коллекционер. Сегодня дети тоже что-то собирают. Но им совсем непонятно, как это было раньше. Когда была целая охота за ценным экземпляром марки или обертки от конфет.
Сегодня дети собирают непонятных существ, которых дают в Пятерочке, если купишь продукты на сумму 555 рублей. Это разве коллекционирование?
И вся это пластико-резиновая сокровищница потом валяется дома никому не нужная. А затем отправляется на мусорку, чтобы нашей планете стало еще тяжелее вздохнуть.
У детей пропало и стало непонятным понятие двор. Мы ведь росли во дворе. И никто не думал говорить, что ребенок заброшен или предоставлен самому себе.
На каникулах мы с утра и до вечера пропадали во дворе, где кипела жизнь. У нас там была вторая отдельная и даже более насыщенная жизнь, чем дома. Сегодня моя подруга смотрит из окна и говорит: эти дети слоняются по улице без дела и предоставлены сами себе.
Специально нашла кадр из удивительно прекрасного фильма «Сердца четырех». Вот такие маленькие детишки одни бежали во двор. И не было страшно… Я понимаю. Сейчас двор – это уже опасно и нецелесообразно.
Сегодня говорят, что детей эксплуатировали. А я не согласна. Мы сами учились, следили за собой, помогали, созидали. Сегодня слушаю знакомых, все сидят с ребенком за уроками. Чуть ли не до пятого класса. Мой папа мог в выходной объяснить мне формулу по физике.
Но при этом я не считаю, что он обделил меня вниманием. А современные мамы выполняют домашние задания с детьми. Школа уже не учит. Она дает затравочку, а основной груз ложится на родителей. Я не говорю, что так у всех, но у многих. Сужу по знакомым.