Как брились дамы в прошлом?

Поэт и художник Джон Рёскин за годы брака ни разу не дотронулся до жены. В итоге красавица добилась расторжения союза, а в английском обществе зашептались: просто у милой Эвфимии слишком пышная копна волос.

Супруг воспевал совершенство, и не был готов к прозе жизни. Дело в том, что в викторианскую эпоху не все дамы брились.

Фарфоровые лица, безупречные руки – кажется, что дамы прошлого даже и не думали про удаление волос. Или природа была к ним так благосклонна, или мы просто чего-то не знаем.

На самом деле, и в восемнадцатом веке, и в самом начале тысячелетия, все хотели быть красивыми. Просто представления о красоте сильно различались.

Современница Тутанхамона, вне зависимости от своего статуса, каждый день сталкивалась с проблемой: как избежать сильной жары. Поэтому носили тонкие платья, легкие сандалии и заплетали волосы в мелкие косички.

Перехватив сотню таких косичек лентой, можно было убрать их от лица. И еще прическа позволяла избегать ежедневных омовений. Дочери и сестры фараонов пошли ещё дальше – они полностью сбривали волосы на голове, и носили «на выход» пышные парики.

Делали их из собственных волос или из волос простых египтянок. И тут были сплошные плюсы: не жарко, а когда надо, то можно предстать во всей красе. Да ещё в короткий срок! Повелела служанкам сделать яркие стрелки, накинула тонкую тунику и парик – и уже готова.

Римлянки и гречанки той же эпохи могли использовать парики, но головы в мячи не превращали. Что касается другой растительности, то её старались удалять. Использовали для этого особые щипчики, или скребки.

Но для начала на ноги или на руки наносили ароматную массу, которую готовили специально для этой цели. В основном так делали дамы знатные и богатые, а вот остальные предпочитали «выглядеть натурально».

Во-первых, процедура была длительной, во-вторых, требовалась посторонняя помощь. А откуда личная служанка у бедной торговки?

В раннем средневековье вопрос роста волос долгое время широко не обсуждался. Тиражируемые постулаты призывали заботиться о внутреннем содержании, а не о внешнем лоске.

Потому-то и женская одежда того времени была максимально проста и закрыта. Юная дева, заявившая о данном обете безбрачия не удивила бы свою семью. «Белый брак» даже среди королей не считался диковинкой. Какое уж тут удаление волос!

Правда, со временем все встало на «круги своя». И вот уже Тротула Салернская, знаменитая женщина-исследователь двенадцатого века, пишет трактат «Женская косметика».

Тротула буквально прорубила окно в прошлое, и извлекла из римского и египетского наследия множество рекомендаций, которые пришлись по душе её современницам. Она рассказывала, как сделать, чтобы дыхание было свежим. Как чистить зубы.

И, конечно, как избавляться от лишних волос. Тротула предлагала запастись уксусом, муравьиными яйцами и соком плюща.

А чтобы никто не осудил автора за лишнее внимание к красоте, Тротула находила этому объяснение: приятный внешний вид – признак хорошего здоровья. А ведь каждый благородный человек хочет видеть рядом с собой румяную жену и множество потомков.

Когда в Средневековье распространились бани, услуга по удалению волос предлагалась во многих местах.

Со временем дамы пошли ещё дальше, и специально подбривали волосы на голове, у линии роста волос, чтобы лоб казался более высоким, выпуклым – так было модно!

Да и художники следующей эпохи, Ренессанса, писали портреты безукоризненных красавиц – светлоликих, с гладкими руками. Казалось, они сделаны из чистого мрамора.

Но в шестнадцатом веке, с распространением протестантизма, снова заговорили, что духовное стоит на первом месте.

Это столетие поражало своей двойственностью: весёлый Двор Франциска I и Генриха VIII, и в то же время европейцы всё чаще стали носить чёрное и отказываться от праздников и смеха.

Так что единого взгляда на «проблему волос» тоже не было. Пьер де Брантом писал, например, об одной даме:

«Волосы ее были настолько длинны, что она заплетала их, накручивая на ленты, завивала, и привязывала к ногам».

То, что при Дворе короля-солнце выщипывали лишнее, не является секретом. Тогда и мужчины не носили бороды, предпочитая аккуратные тонкие бородки. Растительность приветствовали только на голове.

Элегантная дама тоже должна была позаботиться о себе. Вот и Анжелику, в романе Анн и Сержа Голон, перед свадьбой тщательно подготовили – убрали все ненужные волоски.

Щипчики жили на туалетном столике дам и в восемнадцатом веке. Правда, не все стремились ими воспользоваться.

Знаменитая «Усатая княгиня», Наталья Петровна Голицына, получила свое прозвище не просто так (интересно, что ни на одном портрете этой особенности её внешности не увидать).

А в девятнадцатом столетии стиль «натюрель» вообще не вызывал удивления. Женщины викторианской Англии были очень разными, и многие из них ничего не удаляли.

Поэтому-то так и удивился Джон Рёскин. Он вращался среди прерафаэлитов, воспевавших Идеальную Даму, и столкновение с реальностью ему не понравилось.

Двадцатый век и последующий предоставили дамам выбор и множество средств. Единого мнения и канона по этому вопросу нет, хотя если звёзды в платьях без рукавов вдруг демонстрируют свой натуральный вид, чаще всего на это неодобрительно качают головой.

Источник