На протяжении тридцати сезонов телешоу Top Gear его ведущие побывали за рулем признанных шедевров мирового автопрома. Но Jaguar, Porsche, Aston Martin и Lamborghini не смогли удивить Джереми Кларксона так, как это сделал обычный старый «Запорожец». В чём же секрет самого узнаваемого советского авто?
СТАРЫЙ «ЗАПОРОЖЕЦ»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В 50-х годах XX века широкую популярность в Европе приобрела концепция практичного и доступного малолитражного народного автомобиля. В Германии такой моделью стал «Фольксваген-жук», в Италии — «Фиат-500».
В это же время автопром СССР мог предложить автолюбителям только более крупные «Москвич» и «Волгу». А при своей немаленькой цене эти транспортные средства продолжали оставаться для многих советских граждан недостижимой мечтой.
Поэтому было принято решение наладить выпуск машины, которая будет доступной для широких масс трудящихся. В качестве ее прототипа Хрущев выбрал итальянский «Фиат-600». А выпуск новинки поручили Запорожскому заводу сельхозтехники.
Уже 1 октября 1960 года с конвейера сошел первый автомобиль «Запорожец» — ЗАЗ-965. Он выпускался с 1960-го по 1969 годы и за необычную форму кузова получил в народе любовное прозвище «горбатый».
В 1966 году в серию вышел кардинально переработанный ЗАЗ-966, в котором конструкторы учли опыт эксплуатации предшественника и устранили самые существенные его недостатки. А в 1971-м ему на смену пришел более современный ЗАЗ-968 с новыми поворотниками и приборной моделью.
Свой интерес в в выпуске «Запорожца», как ни странно, имели и военные. Дело в том, что все варианты «Запорожцев» максимально унифицировались по узлам и агрегатам с армейским вездеходом ТПК (ЛуАЗ-967).
Отсюда берут начало уникальные родовые черты запорожских малолитражек — воздушное охлаждение двигателя, гладкое днище, впечатляющие проходимость и ремонтопригодность.
ИСТОКИ ВСЕНАРОДНОЙ ЛЮБВИ К «ЗАПОРОЖЦУ»
Пожалуй, нет другого советского автомобиля, отзывы о котором были бы настолько диаметрально противоположными.
Одни клянут перегрев мотора летом и плохой запуск зимой, вспоминают высокий уровень шума, недовольны тесным салоном и капризной печкой.
Другие считают, что для поездок на дачу, рыбалку или охоту лучше автомобиля просто не найти. Смешной вес позволял вручную вытолкать «малыша» из грязи, а независимая подвеска и расположение двигателя над ведущими колесами обеспечивала «Запорожцу» проходимость как у трактора.
К этому стоит добавить доступную цену и возможность ремонта буквально «на коленке». Старожилы вспоминают, как в одиночку снимали двигатель вместе с коробкой передач и после ремонта сами же ставили на место.
ЧЕМ ЖЕ ВСЁ-ТАКИ ЗАЗ-968 ТАК ПОРАЗИЛ ДЖЕРЕМИ КЛАРКСОНА?
«С расположенным сзади двигателем это точная копия Porsche 911, — подытоживает тест-драйв Джереми Кларксон, — за исключением одного: под ковриком в ногах у пассажира есть небольшой прямоугольный лючок… Такого даже в “Майбахе” нет!»
По мнению Кларксона, этот секретный козырь «Запорожца» предназначен для… зимней рыбалки. Останавливаешься, например, на замерзшем озере, делаешь дырку во льду, опускаешь туда прямо из салона удочку, включаешь автономную печку и рыбачишь в тепле и уюте, не выходя из машины.
Что ж, Джереми шутник еще тот. Но штука вот в чём: точно определить назначение так заинтриговавшего англичанина артефакта никто не может.
В Интернете, как водится, вагон мнений. По одной из версий, это загадочное отверстие предназначено для слива воды. Мол, снял сиденья, помыл пол из шланга, а вода с грязью спокойненько стекла в лючок.
По другой, это технологическое отверстие для слива грунта на заводе. Близкая по смыслу теория предполагает, что в него вставляли некий тяговый рычаг для перемещения корпуса авто по конвейеру.
Есть и шуточные версии вроде той, что через отверстие «Запорожец» с отказавшими тормозами можно остановить с помощью лома. А у тебя есть своя теория на этот счет?