Он ушел тихо и незаметно, всеми забытый. Памяти актера Александра Январева

Так уж получилось, что роли отрицательных героев преобладают в его фильмографии. Но Александра Январева это нисколько не смущало, ведь картины с его участием снимали великие режиссеры, и их до сих пор показывают по ТВ.

Все изменилось в его жизни с приходом в страну Перестройки, которую актер категорически не принял.

Александр Январев родился 23 октября 1940 года в Москве в обычной простой семье. Отец — рабочий, мама — домохозяйка.

Семья была дружной и сплоченной, родители — большие труженики и троих своих детей с раннего возраста приучали к работе. Ребята умели делать все: убирали дом, кололи дрова, топили печь.

В свободное время Саша много читал, особенно увлекался книгами по географии, любил ходить с друзьями в походы.

После школы устроился учеником наладчика на часовой завод, затем отслужил в армии, а после службы поступил во ВГИК в мастерскую Бориса Бабочкина.

Учился с Олегом Видовым, Дальвином Щербаковым, Ольгой Гобзевой, Светланой Стариковой, известными впоследствии актерами.

Во время учебы сыграл в кино несколько эпизодов и две крупные роли — у С.Говорухина в «Аптекарше» и у М.Швейцера в фильме «Время, вперед!» (эта работа была ему засчитана дипломной).

После института поступил в Театр-студию киноактёра. Все складывалось как нельзя лучше, и Январев был полон оптимизма.

Колоритного, выразительного актера взяли на заметку режиссеры, и предложения сниматься сыпались одно за другим.

Надо сказать, Александр Январев был одним из самых снимаемых актеров 70-х годов. В год выходило по несколько фильмов с его участием.

Настоящая популярность к актеру пришла после выхода на экраны киноленты «Бег», где он сыграл адъютанта Хлудова — есаула Голована. После этой роли предложения от режиссеров следовали безостановочно.

Роли были самые разнообразные: скользкий тип Егор Сиротин в картине «Два билета на дневной сеанс», серьезные, смелые, напористые персонажи — моряк («Четвертый папа»), завуч («Я вас любил»), Николай («Золото»), Гонта («Обратной дороги нет»).

Сыграл Мизина в «Серой болезни», Страубе в «Красной палатке», Сашу в «Белорусском вокзале», бандита Кутькова — «Рожденная революцией».

Это были персонажи разных нравов и типов, но всех их объединяла выразительная индивидуальность талантливого актера Январева.

Женат Александр был дважды — первая жена Светлана Старикова, с которой он учился на одном курсе, но брак этот продлился недолго.

Необходимо отметить, что Б.Бабочкин после окончания Александром института приглашал его работать в Малый театр, а Старикову — не позвал. И Саша в знак солидарности отказался. О чем потом жалел.

Вторая супруга Ольга Александровна, когда-то сотрудница райкома комсомола, позже — домохозяйка. У них родилась дочь Анастасия.

С Ольгой Александр прожил до конца дней, в ладу и любви. Александр Иванович очень любил проводить время дома, в уюте и комфорте, его жена была отменной хозяйкой. Любил читать, писал стихи.

И вот в конце 80-х годов в стране грянула Перестройка, и советское кино стало менять свой облик, постепенно скатываясь на дешевизну и пошлятину.

«Перестроечное» кино Александр не принял и все чаще стал отказываться от ролей, хотя и был по-прежнему востребован у режиссеров.

Типаж актера был востребован и в кризисные для кино 90-е годы. Ему предлагали роли бандитов, хулиганов и пьяниц, но принципам своим он не изменил.

Он говорил: «Хулигана играть в хорошем фильме — это одно, а играть пошлое хулиганство в фильме низкопробном — совершенно другое!»

Единственное исключение в 1993 году он сделал режиссерам Э.Старосельскому и М.Фишгойту, сыграв роль «пахана» в их картине «Наш пострел везде поспел».

И то только потому, что в эту картину пригласили таких актеров, как Н.Караченцов, А.Белявский, Е.Лазарев. В.Захарченко, т.е это была компания достойных мастеров.

Это был последний фильм в фильмографии Александра Январева. Он принял решение уйти из актерской профессии. На тот момент ему было 53 года.

До пенсии было далеко, а жить и кормить семью на что-то нужно было. Перебивался случайными заработками. Торговал газетами в подземном переходе. О нем все быстро забыли и его судьбой никто не интересовался.

Характер Александр Иванович имел дружелюбный, благожелательный, если нужно было оказать кому-нибудь помощь — родным, знакомым либо коллегам — он первым оказывался рядом.

11 февраля 2005 года он поехал к племяннице, чтобы помочь ей с похоронами мужа, и, спустившись в метро, потерял сознание и умер. Ему было 64 года. Он ушел тихо и незаметно. О его кончине не сообщило ни одно СМИ.

Источник