Вначале 70-х годов телевизионный художественный фильм «Большая перемена» во многом изменил представления советских граждан о вечерней школе. Или, как её тогда звали ШРМ (школа рабочей молодежи).
После этого фильма многим несведущим зрителям показалось, что вечерняя школа является неким увлекательным молодежным клубом, куда приходили после работы парни и девушки, и где они весело и непринуждённо проводили свободное время.
Позже режиссёр фильма Алексей Александрович Коренев признался, что в некоторой степени так и задумывалось. Ведь фильм был снят по заказу Министерства просвещения в целях агитации молодежи к получению среднего образования.
В те годы многие молодые люди не имели полного среднего образования. Это было связано с тем, что, например, на селе в основном были только школы-восьмилетки. И лишь немногие выпускники этих школ продолжали образование. В основном юноши и девушки уже начинали работать.
Согласно проведённой в 1970 году переписи населения, лишь 66% молодых людей (от 18 до 25 лет) имели полное среднее образование. А высшее — всего 10 %.
В 1971 году на XXIV съезде КПСС был провозглашен курс на научно-технический рывок в развитии страны. Но существующий низкий уровень образования молодежи не мог обеспечить такую задачу. Поэтому была создана специальная программа в этом направлении. Особенно в части высшего образования.
В начале 70-х годов в стране почти удвоилось количество разнообразных ВУЗов. Но для них требовались абитуриенты с полным среднем образованием.
И вот тогда стартовала ещё одна программа по среднему образованию. Все крупные промышленные предприятия обязали открыть не только свои профильные ВУЗы, но и многочисленные школы рабочей молодежи.
Но просто открыть вечернюю школу или институт недостаточно. Надо ещё их наполнить учащимися. И если для абитуриентов вечерних институтов дополнительная мотивация в основном не требовалась, то для того, чтобы заполнить вечернюю школу, требовались определённые усилия.
В том числе и агитационные. Поэтому фильм «Большая перемена» был одним из элементов такой пропаганды.
Рассказывали, что фильм выполнил свою задачу. В начале 70-х годов был зафиксирован всплеск по количеству учащихся вечерних школ. Возможно, на этот всплеск повлияли и другие факторы, но популярный фильм в этой статистике точно ничего не испортил.
Правда, через некоторое время был зафиксирован и отток учеников. Всё-таки учиться после тяжёлого трудового дня было по силам не каждому.
Порядком уставшие после работы люди, вместо того, чтобы идти отдыхать домой, шли в ШРМ, что по времени практически приравнивалось ко второй рабочей смене, так как домой потом они добирались лишь поздно вечером. А ведь у многих уже были семьи и дети.
К тому же действительность в таких вечерних школах сильно отличалось от того, что показывали в кино. Поэтому после появления «Большой перемены» от Алексея Коренева, другой кинорежиссёр Константин Ершов решил снять свой правдивый фильм о советской вечерней школе.
По своей сути, конечно же, у него тоже была агитационная картина, призывающая к получению среднего образования.
Но, в отличие от водевильной «Большой перемены», в его фильме «Каждый вечер после работы», который вышел на экраны в начале 1974 года, были описаны реальные трудности такой учёбы, а также проблемы и недоработки самой системы вечернего образования.
Дело в том, что в своё время он сам прошел через вечернюю школу и отлично знал эту тему изнутри. В годы его молодости в кинотеатрах шёл фильм «Весна на Заречной улице», в котором уже была идеализирована и даже немного романтизирована вечерняя школа.
Уже тогда Ершов задумался о том, что когда-нибудь он снимет правдивый фильм об этом непростом учебном процессе. И вот, почти 20 лет спустя, ему это удалось.
Уверен, что этот фильм видели немногие, в отличие от «Большой перемены». Думаю, что зрители, которые родились после СССР, вряд ли увлекутся таким сюжетом.
А вот у старшего поколения, как минимум появится возможность поностальгировать. Ну а тем, кто учился в те годы в вечерней школе, этот фильм будет особенно интересен.