Сейчас мало кто вспомнит фамилию этой актрисы, а ведь было время, когда Ольга Жизнева пользовалась большой популярностью у зрителей огромной советской страны, а фильмы с ее участием пополнили золотой фонд отечественного киноискусства.
Муж Ольги Жизневой, который очень ценил ее талант, как-то сказал: «Она – астральная Жизнева. Ольга — актриса, которую не удалось разгадать даже мне…».
Ольга Жизнева (Жизневская) родилась 17 апреля 1899 года в Санкт-Петербурге. Ее отец — Андреас Нойман, немец по национальности. Мать, Мария Михайловна Жизневская, умерла во время родов дочери.
Воспитанием ребенка занималась в основном бабушка, мать отца, которая русского языка почти не знала.
Тем не менее, она сумела привить девочке любовь к чистоте, порядку, аккуратности, воспитать интерес к музыке и книгам.
В детстве и в юные годы Ольга много читала. С бабушкой и отцом она посещала театры, концерты, выставки.
Все вкупе это зародило в девушке любовь к актерскому искусству, и в возрасте 20 лет Оля уехала в Москву, где стала слушательницей драматической школы Государственного показательного театра.
Школа вскоре распалась, и Ольга стала учиться в студии при театре Корша. В это время она и решила взять фамилию мамы, сократив ее до Жизнева.
Окончив студию, Ольга начала играть на сцене театра Корша, затем в разных театрах Москвы, Ленинграда, Харькова, Казани.
Если вспомнить историю нашей страны и представить, какое это было тяжелое время, невольно проникнешься уважением к юной девушке, к ее твердому, неколебимому характеру — ничто не останавливало Ольгу на пути к осуществлению мечты.
В кино Жизнева начала сниматься, когда до звукового было еще очень-очень далеко. Ее дебютом стали фильмы известного уже в то время режиссера Якова Протазанова.
Комедия «Закройщик из Торжка» и драма «Его призыв». В этих картинах она играла с В.Марецкой, И.Ильинским, М. Жаровым и другими впоследствии великими мастерами нашего кино.
В начале своей творческой карьеры, и на сцене и в кино, она играла в основном роковых женщин, соблазнительниц, постепенно превращаясь в актрису одного амплуа.
Жизневу это совершенно не устраивало. Все изменилось в ее жизни после встречи с режиссером Абрамом Роомом, который разглядел в ней многоплановую, острохарактерную актрису.
Творческий союз режиссера и актрисы перерос в семейный. Роом снимал Жизневу во многих своих картинах — «Гранатовый браслет» (пани Заржицкая, хозяйка квартиры), «Цветы запоздалые» (княгиня Приклонская), «В горах Югославии» ( жена Янко) и др.
Она с одинаковым успехом играла как острохарактерные роли, так и драматические. Во время войны в Алма-Ате на студии ЦОКС Ольга Андреевна снималась у Всеволода Пудовкина в картинах «Убийцы выходят на дорогу» и «Во имя Родины», у Абрама Роома — в фильме «Нашествие» и др.
Лучшие режиссеры на протяжении всей ее жизни приглашали актрису в свои фильмы: Татьяна Лукашевич («Подкидыш» — мама Наташи и Юры), Михаил Ромм («Адмирал Ушаков» — Екатерина 2-я).
Владимир Басов («Необыкновенное лето» и «Первые радости» — учительница Вера Никандровна, «Щит и меч» — баронесса), Леонид Луков («Разные судьбы» — мать Тани), Станислав Ростоцкий («Доживем до понедельника» — Полина Андреевна, мать Мельникова) и мн. др.
За роль Татьяны Добротворской в картине «Суд чести» (режиссер Абрам Роом) Жизневой была присуждена Сталинская премия 1-й степени.
Жизнева была дважды замужем. Первый муж — однокурсник, который умер очень рано от воспаления легких. Второй — кинорежиссер, сценарист, лауреат двух Сталинских премий Абрам Матвеевич Роом.
Детей у них не было, но от первого брака у Роома была дочь Елена, и Ольга Андреевна всей душой любила ее как родную.
Сорок лет прожили вместе Жизнева и Роом. Ольга Андреевна Жизнева скончалась 10 ноября 1972 года. Ей было 73 года.