Не все знают, что известный актёр Валентин Никулин имел высшее юридическое образование. После окончания юрфака МГУ в 1957 году его, как отличника учёбы приняли на работу в Московскую коллегию адвокатов.
И вроде бы его ожидало блестящее будущее, так как в 60-70-х годах работа адвоката была одной из самых престижных и оплачиваемых профессий. Но, к удивлению не только коллег, но и своих друзей, Никулин отказался от престижного места работы и пошел в студенты Школы-студии МХАТ.
Скорее всего, сказались творческие гены, так как его отец работал театральным драматургом, а мать была пианисткой, солисткой московской филармонии. Да и сам Валентин с удовольствием играл в студенческой самодеятельности.
На последнем курсе театральной студии Валентина приметил Олег Ефремов, который набирал актёров в своей «Современник».
Поэтому сразу после получения диплома Валентин Никулин оказался в этом театре и чуть позже вошел в костяк труппы. С самого начала Ефремов доверил ему роли первого плана в своих постановках: «Три сестры», «На дне», «Провинциальные анекдоты», «Возможная встреча».
Уже через два года Никулин участвовал во всех спектаклях театра и ежедневно выходил на сцену. Это сильно ограничивало его возможность работы в кино, но даже в таких условиях ему удавалось периодически сниматься.
В 1965 году Алексей Баталов, оценив талант Никулина на сцене «Современника», пригласил его в свой фильм «Три толстяка» и потом об этом ни разу не пожалел.
В интервью Баталов сказал, что Никулин сыграл доктора Гаспара намного полнее и красочнее, чем он мог предположить.
Но настоящий успех пришел к актёру после исполнения роли Павла Смердякова в фильме Ивана Пырьева «Братья Карамазовы».
Скупой на похвалы Иван Александрович Пырьев назвал Никулина: «человек-интонация», что было высшей оценкой от великого режиссёра.
От друзей актёра было известно, что Валентин Юрьевич частенько критиковал художественные советы и считал их элементами советской цензуры. Мол, в художественном смысле эти советы непрофессиональны и только мешают настоящему творчеству.
Было и такое, что он делился с друзьями своей мечтой когда-нибудь оказаться за рубежом, чтобы пожить и поработать в свободном обществе.
Близкие ему говорили, что за такие мечты можно и попасть в «места не столь отдалённые», а он отшучивался, мол, и так ощущаю себя как в тюрьме.
И вот настали времена, когда у него, наконец, появилась возможность уехать. В 1991 году Валентин Никулин со своей супругой Мариной Ганулиной эмигрировал в Израиль. Как ему тогда казалось, что навсегда.
За границей у актёра всё складывалось неплохо. В те годы в Израиль перебрался популярный советский актёр Михаил Козаков, на пару с которым они играли русскоязычные антрепризы и участвовали во всех русскоязычных постановках израильского театра «Гешер».
Но ностальгия и тоска по Родине не отпускали ни того, ни другого. Сначала в 1996 году в Москву вернулся Михаил Козаков. А через полтора года билет в один конец из Тель-Авива в Москву купил и Валентин Никулин. Ему даже на этой почве пришлось развестись с женой, которая категорически отказалась покидать Израиль.
В конце девяностых Россия не очень приветливо встретила обоих. Козакову удалось создать в Москве свой театр антрепризы, с которым он имел определенный успех у публики и выступал до своей кончины в 2011 году.
А вот Никулину вначале достойной работы не нашлось. Редкие второстепенные роли и нечастые эпизоды в телесериалах, это всё, на что он мог рассчитывать в конце девяностых.
Но в начале нулевых он поставил свой неплохой моноспектакль «Друзей моих прекрасные черты» и несколько лет успешно выступал с ним на самых разных площадках, пока у него не диагностировали рак, от которого он и скончался в 2005 году.
Перед смертью он назвал свой отъезд в Израиль ошибкой, но о которой он не жалел. По сути, он повторил слова Михаила Козакова о том, что всем мечтающим о «сладком зарубежье» надо обязательно немного пожить за границей, чтобы раз и навсегда изжить из себя это желание, и понять, что Родина тебе всё-таки дороже.