Режиссер Андрей Тарковский считал актера Анатолия Солоницына не только близким другом, но и своим талисманом.
Когда он узнал о болезни Анатолия, страшно переживал. А через 4 года сам Андрей ушел из жизни от той же болезни, что и Солоницын.
Анатолий родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковской области. Его отец был журналистом, ответственным секретарем газеты «Горьковская правда».
Мальчика сначала назвали Отто в честь руководителя экспедиции по спасению героев-челюскинцев Отто Юльевича Шмидта.
Ребенок родился в год, когда вся страна с замиранием сердца следила за подвигом героев. Но с началом Великой Отечественной войны во избежание неприятностей мальчику изменили имя — он стал Анатолием.
После войны Солоницыны переехали в Саратов, откуда родом была мама. Толя, окончив семь классов, поступил в строительный техникум, где получил специальность слесаря-инструментальщика.
Устроился на Саратовский весоремонтный завод, но поработал там всего год. Его отца направили на работу в Киргизию, в г. Фрунзе. Толя продолжил обучение в школе, и окончил десятилетку.
В школе существовал кружок художественной самодеятельности, юноша стал его активным участником — читал со сцены стихи, отрывки из произведений классиков.
В 55-м году Толя поступил в студию при Свердловском драмтеатре и, закончив ее, стал играть на сцене театра. Роли были небольшими, второстепенными.
Солоницын менял города и театры — Минск, Новосибирск, Таллин. Однажды в одной из пьес во время гастролей в Москве Талллинского драмтеатра его увидел Тарковский и пригласил в Ленком на роль Гамлета.
В 77-м году состоялась премьера, а в дальнейшем интересных ролей для Солоницына в театре не находилось, и он переключился на работу в кино.
С кино Анатолий познакомился в 63-м году, благодаря Глебу Панфилову, работавшему на Свердловском телевидении. Он исполнил роль Курта Клаузевица в его короткометражной картине «Дело Курта Клаузевица».
А в 66-м году он сыграл Андрея Рублева в одноименном фильме Андрея Тарковского. Грандиозное кинополотно, величайшая работа Солоницына, прославившая его в нашей стране и за рубежом.
У Тарковского он участвовал еще в нескольких фильмах: «Солярис» — Сарториус, «Сталкер» — Писатель, «Зеркало» — судебный врач.
Выдающиеся советские режиссеры снимали Солоницына в своих картинах: Г.Панфилов в «В огне брода нет» (роль комиссара), А.Герман — «Проверка на дорогах» (майор, политрук), С.Герасимов — «Любить человека» (Калмыков).
А.Зархи — «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (Фёдор Михайлович Достоевский), Н.Губенко — «Из жизни отдыхающих» (Толик).
Любая роль была исполнена в высшей степени выразительно. Анатолий Солоницин обладал редким актерским даром импровизации. Андрей Тарковский однажды написал о Солоницыне:
«Я считаю, что Анатолий Солоницын — прирожденный актер кино. Это нервный, легко внушаемый актер — его, как правило, легко эмоционально «заразить», «завести», добиться от него не только нужного эмоционального настроения, но и открыть для себя что-то новое».
Анатолий Солоницын был женат три раза. Первая супруга — гримёр Свердловской киностудии Людмила Успенская. Во второй раз женился на актрисе Свердловского драмтеатра Ларисе Сысоевой, в семье родилась дочь Лариса, впоследствии киновед.
Третьей женой стала Светлана, работавшая гримёром на фильме «Сталкер». Родился сын Алексей — он работал следователем, а потом сменил профессию, став кинопродюсером.
В начале 80-годов у Анатолия Солоницына врачи диагностировали рак легких. После проведенной операции он еще продолжал сниматься.
Последнее его появление на экране было в августе 1982 года, где он сыграл главную роль журналиста Малинина в фильме Вадима Абдрашитова «Остановился поезд».
До премьеры фильма актер не дожил. Анатолия Алексеевича Солоницына не стало 11 июня 1982 года. Ему было 47 лет.