Михаил Булгаков: настоящая и выдуманная мистика в жизни писателя

В 2020 году, 15 мая, исполнилось 128 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова.

Юный врач

Правда, стоит признать, что Булгаков – разный. Он мастер перемен, возможно даже человек с буйным темпераментом. Как и любая известная персона Булгаков привлекает к себе внимание не только тех, кто готов «петь ему дифирамбы», но и заядлых критиков.

Главная претензия современных киевлян, да и украинцев в целом, это его, мягко говоря, «скептическое» отношения к идее украинской государственности, которое отразилось в некоторых произведениях писателя.

Об этом можно дискутировать часами, но на самом деле этот «гордиев узел» можно разрубить легко: Булгаков, каким бы талантливым художником не был, в первую очередь – просто человек, и человек своего времени.

Его детство и юность, выходца из российской интеллигентской семьи, прошли во времена дореволюционной России.

Будущий писатель родился в 1891 году в Киеве на улице Воздвиженской, однако длительное время его семья не имела жилья в самом Киеве и проживала в дачах возле города. В частности, на территории современного Святошинского района, а также в Буче.

Так называемый «дом Булгакова», также известный как «дом Турбиных» (в честь персонажей пьесы «Дни Турбиных» и романа «Белая гвардия») принадлежал вовсе не семье Булгаковых. Владельцем был архитектор и инженер Василий Листовничий. Семья писателя арендовала квартиру в этом доме, и здесь жили еще восемь семей.

В семье его были врачи, что и повлияло на выбор будущей профессии юного Миши. Образование он получил в университете имени святого Владимира, ныне Национальный университет имени Т. Шевченко.

В этот период части интеллигенции, которая проживала на территории Украины, был чужд национальный, украинский патриотизм.

Более того, такой патриотизм преследовала официальная власть и это было «подписью» в собственной в политической «неблагонадежности». Поэтому для Булгакова и были чужды идеи о независимости Украины.

Однако многих интересует все же определенные темы жизни знаменитого писателя и, в частности, мистика в произведениях и в жизни самого писателя.

Роковой роман

Главное произведение Булгакова – его роман «Мастер и Маргарита», которому филологи посвящают диссертации, а литературоведы многочисленные монографии.

И все равно люди продолжают искать в этом произведении тайные или мистические значения. Его экранизации сопровождаются тем, что иначе чем «чертовщиной» не назовешь.

В романе есть фраза, которая стала крылатой: «Никогда ничего не просите!.. Сами предложат и сами все дадут».

Сейчас она стала одной из самых популярных в соцсетях наряду с многими цитатами, например, того же Габриэля Маркеса: «Если любишь что-то – отпусти, если оно твое, то обязательно вернется, если нет – то никогда твоим и не было».

Несмотря на афористичность и пафос этой фразы, они имела под собой почву – Михаил Булгаков редко просил, однако у него случалось несколько необычных случаев.

Первый связан с Надеждой Крупской – женой Владимира Ленина. Когда Михаил Булгаков приехал в 1921 году в Москву, он не имел жилья и некоторое время «кантовался» у знакомых.

Чтобы снять жилье ему были необходимы деньги, но и работы он никак себе не мог найти. Пока не обратился в Лито – Литературный отдел Главполитпросвета Наркомпроса.

Однако комнату ему могли выдать лишь через 60 дней. Жить у знакомого ему запретили и пригрозили милицией. В итоге он решился написать самому Ленину с просьбой помочь ему. Утром на службе все смеялись над этим поступком и уверяли, что «письмо не дойдет» до «вождя революции».

И оно действительно не дошло до Ленина, однако попало в руки Надежды Крупской, которая на нем же красными чернилами написала, что просит дать ордер на совместное жительство и подписала – Ульянова.

Второй случай связан со Сталиным. В 1930 году у Михаила Булгакова возникли проблемы в профессиональной сфере. Его пьесы отказывались ставить, а литературные критики «громили» их за избрание не самой удачной темы – белая гвардия в «Днях Турбиных» и «Беге».

Булгаков практически не мог работать в СССР. В итоге он решился на неслыханный поступок: он опять решил написать главе государства, на этот раз с просьбой разрешить ему уехать из Союза.

По признаю самого писателя, он не ожидал последующих событий. К нему позвонил сам Сталин и Булгаков сначала даже решил, что это розыгрыш, но, в итоге удостоверился, что это действительно был он.

Тот сообщил, что прочел его письмо и поговорим некоторое время с ним, спросил, где он хочет работать. Булгаков ответил – в Художественном театре, однако ему там отказали.

Тогда Сталин предложил ему еще раз подать туда заявление и добавил, что по его теперь там должны согласиться принять его на работу. И действительно, согласились.

Булгаков не раз любил вспоминать этот эпизод. Он также утверждал о существовании некой связи между ним и главой СССР.

Мастер и Елена

Возвращаясь к теме главного романа писателя, то бесспорно, что безымянный Мастер – это сам Булгаков или во всяком случае образ приближенный к писателю, а прототипом Маргариты послужила третья жена писателя Елена Сергеевна Шиловская. К слову, как и романная Маргарита она была не свободна, и Булгаков был ее третьим мужем.

Мистика даже сопровождала их встречу: они познакомились на масленой у знакомых. Ни Булгаков, ни Шиловская не хотели туда идти изначально, однако друзья смогли их так заинтересовать, что оба согласились.

На тот момент Булгаков был уже известным писателем и журналистом, поэтому Елена Сергеевна сама призналась, что была заинтригована его личностью.

Также она вспоминала, что в тот вечер у нее на рукавах одежды развязались тесемки и Михаил Афанасьевич взялся ей помогать. Позже он заявил, что таким образом Елена приворожила его к себе, «привязала» навечно.

Сама же «последняя любовь» писателя сообщила, что влюбилась в своего Мишу с первого взгляда и до конца жизни.

Гоголевская шинель

«Мистическую связь» Булгаков чувствовал также с еще одним уроженцем Украины – Николаем Гоголем. Михаил Афанасьевич считал его своим учителем.

Существует история о том, как Булгаков, в бытность свою врачом, чуть не заразился дифтеритом, когда помогал больному ребенку.

Он сделал себе прививку от этой болезни, которая спровоцировала побочные эффекты – болезненные отеки. Чтобы справиться с болью он начал принимать морфий и через некоторое время «подсел» на него.

Это отразилось на личной жизни, отношениях с первой женой. И когда уже казалось ничего его не спасет, в галлюциногенном видении пред ним явился Гоголь, который погрозил ему, и после чего якобы Михаил Булгаков бросил употреблять морфий.

Стоит не менее мистический случай, который произошел уже после смерти Булгакова. Михаил Афанасьевич обращался к своему учителю с полупоэтической просьбой: «Учитель мой, накрой меня своей чугунной шинелью».

После смерти самого Булгакова, власти в начале 50-х гг. решили перезахоронить останки Гоголя. Деревянный крест сожгли, а вместо него планировалось поставить памятник. Фундамент креста с могилы Николая Гоголя, так называемая голгофа, осталась на кладбище – ее просто бросили в яму.

Поскольку на могиле Булгакова длительное время не было никакого памятника (с 1940 года), Елена Сергеевна решила у местных рабочих узнать, что это за камень в яме. В итоге она узнала, что этот камень – голгофа, и ранее он стоял на могиле Гоголя.

Вдова писателя, не раздумывая, купила его, чтобы установить на могиле покойного мужа. Так воплотилось в жизнь пожелание Михаила Булгакова, высказанное им при жизни.

Источник