Его фильмами восторгался великий Томас Эдисон, а основатель знаменитой киностудии Уолт Дисней гордился личной дружбой с советским режиссёром и называл его своим учителем.
И это было неслучайно, потому что Сергей Михайлович был неординарной личностью, он в прямом смысле слова жил кинематографом и занимался им круглосуточно.
Имя советского кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна навсегда вошло в историю мирового кино.
Скоро исполнится 100 лет его картине «Броненосец Потёмкин», а фильм до сих пор входит в топ наиболее значимых картин в истории мирового кинематографа.
В этом фильме он первый в мире создал настоящую композицию, в которой органично переплелись сюжет, человеческие эмоции, актёрские постановки, удивительно удачные ракурсы камеры, музыка, работа со светом, потрясающе точные ритмы и качественный монтаж.
По сути, он был новатором и изобретателем всех тех приемов, которые режиссёры используют до сих пор.
Сергей Эйзенштейн на протяжении всей своей творческой карьеры не просто не боялся масштабных экспериментов, а, наоборот, стремился к ним и с энтузиазмом, и даже с упоением и восторгом каждый раз кидался в новое дело, забывая о еде и сне.
Например, известно, что в середине двадцатых годов Эйзенштейн задумал сделать, казалось бы, невозможное – он захотел экранизировать «Капитал» Карла Маркса.
По его замыслу, фильм должен был строиться по принципу «потока сознания», примененного Джеймсом Джойсом в романе «Улисс», который был опубликован в 1918 году.
Как и в романе у Джойса, в фильме Эйзенштейна жизнь обычного человека была бы фоном для большой цепи метафор и ассоциаций, связанных с марксистской философией и его экономической теорией.
А главным техническим приёмом должен был стать «интеллектуальный монтаж», который в то время уже практиковали Дзига Вертов и Григорий Козинцев.
Исполнить этот проект помешала начавшаяся в стране борьба с формализмом и утверждением в искусстве канонов социалистического реализма. Впрочем, и в соцреализме у Эйзенштейна появилось много задумок и идей для самовыражения.
Сергей Михайлович постоянно что-то зарисовывал, для этого в кармане пиджака носил блокнот и карандаш.
Он вообще отлично рисовал, и после него осталось огромное количество рисунков, эскизов и набросков. А в некоторых из них ясно угадывались кадры его фильмов, хотя эти рисунки появились на несколько лет раньше.
Свой первый инфаркт он перенес в 42-летнем возрасте, и это не удивительно – такую неуёмную энергию обычное человеческое сердце вынести было не в состоянии.
Но сам Сергей Михайлович очень любил жизнь, поэтому предпринимал все возможные средства предосторожности.
Например, когда он работал в своём кабинете дома один, он специально возле батареи домового отопления держал гаечный ключ, которым в случае чего мог дать сигнал «SOS» своим соседям. А те после такого сигнала должны были срочно вызвать врача.
10 февраля 1948 года он, как обычно, работал дома над очередной рукописью и почувствовал резкую боль в груди. Он доковылял до батареи и три раза громко стукнул.
Соседи тут же кинулись к нему в квартиру, но когда вошли, он уже был мёртв. Это случилось всего через двадцать дней после его 50-летия.