Как жил и уходил известный советский актёр Георгий Мартынюк и почему винил себя в гибели 20-летней дочери

Всесоюзная слава обрушилась на Георгия в 1971 году — советский детективный телефильм «Следствие ведут ЗнаТоКи» собрал у экранов миллионы зрителей, а главные герои сериала обрели народную любовь.

Из их троицы только Эльза Леждей была уже известной актрисой, до «ЗнаТоКов» она успела сняться в главных ролях в целом ряде фильмов, а для Мартынюка и Каневского такая бешеная популярность была в новинку, они и не ожидали ничего подобного, снимаясь в этом милицейском фильме, и уж совсем не считали себя «звёздами».

Но была у этой славы и обратная сторона – вся страна стала воспринимать Георгия как следователя Знаменского, в том числе и режиссёры, которые почти перестали приглашать его в другие проекты.

Почему-то именно он стал заложником определённого амплуа, его стало невозможно представить ни в каком другом образе, и актёр из-за этого сильно переживал. Тем более, что Эльза Леждей и Леонид Каневский стали ещё более востребованными.

Всё-таки в 70-х годах он ещё снимался, трудно стало к концу 80-х, кинематограф переживал кризис, фильмов снималось очень мало, большинство актёров были вынуждены освоить совсем другие профессии, чтобы элементарно выжить.

Мартынюку пришлось несладко ещё и потому, что подсознание точила мысль – жена зарабатывает больше и содержит его. Он собирался идти в дворники, но жена не позволила – оставался театр, и хоть зарплата там была совсем крошечная, она считала, что Георгий не вправе зарывать в землю свой талант.

Женат актёр был дважды – первая любовь пришла к нему в студенчестве, с однокурсницей Валентиной Марковой они вместе учились в ГИТИСе.

Расписались в 1962 году после получения дипломов, Валя стала актрисой театра им. Станиславского, а Георгия приняли в труппу Театра на Малой Бронной – он служил на этой сцене до самого конца.

Сначала жили в небольшой комнате в коммуналке, которую Мартынюку, как иногороднему, выделил театр, не шиковали, но и не нуждались, всё — как у всех в те времена.

Через три года в семье родилась дочь Лиза, и несколько лет вся семья была абсолютно счастлива – до той поры, пока мужественный сотрудник МУРа Пал Палыч Знаменский не стал кумиром миллионов.

Поклонницы не давали ему прохода, провожали до дома и дежурили под окнами, караулили у театра, передавали записки, подарки, а когда в середине 70-х актёр получил новую квартиру в Беляево, каким-то образом выяснили телефон и стали названивать.

Слава мужа вскоре стала очень напрягать Валентину, сказывалась и профессиональная ревность – у неё самой карьера не сложилась ни в кинематографе, ни в театре.

Всё чаще в семье возникали скандалы, от которых тихий и застенчивый Георгий предпочитал укрываться в театре, по свидетельствам коллег в последние месяцы перед разводом он допоздна задерживался после спектаклей, бывало даже ночевал в гримёрке.

А потом он угодил в больницу — у актёра с детства были проблемы с лёгкими, любая самая незначительная простуда тут же переходила в воспаление – и там познакомился с литовкой Ниёле Прановной, своим лечащим врачом.

Она старалась особо не глазеть на знаменитого пациента, и осаживала остальной медицинский персонал, целыми днями толпившийся неподалёку от его палаты – видела, что мужчина скромный, и ему это назойливое внимание в тягость.

Они оба избегали открыто смотреть друг на друга, потому что почувствовали – что-то между ними зародилось уже, какое-то особое чувство.

После выписки актёр приехал в больницу поблагодарить врачей и медсестёр, привёз небольшие подарки, шампанское и конфеты, а перед уходом собрался с духом и пригласил Ниёле в кино. К его удивлению она сразу согласилась, и это положило начало их красивому роману.

Георгий влюбился без памяти, осыпал молодую женщину цветами, водил на свои спектакли, а после них – в дорогие рестораны. Тогда у него были деньги, «следователь по особо важным делам» получал очень неплохие гонорары.

А ПОТОМ НА ЕЁ ГЛАЗАХ РАЗОРВАЛ ПОПОЛАМ БУМАЖНЫЙ РУБЛЬ. ОДНУ ПОЛОВИНКУ ОСТАВИЛ СЕБЕ, А ВТОРУЮ ОТДАЛ ЕЙ. И ПРОИЗНЁС ФРАЗУ, ПРОЗВУЧАВШУЮ КАК ПРЕДЛОЖЕНИЕ РУКИ И СЕРДЦА: «КАЖЕТСЯ, ПРИШЛО ВРЕМЯ СКЛЕИТЬ ДВЕ ПОЛОВИНКИ!»

Валентина и Лиза очень тяжело переживали развод, девочка перестала общаться с отцом и выросла с накопленным грузом обиды.

Особенно она не могла понять – как он мог бросить родную дочь и много лет воспитывать чужую – у Ниёле от первого брака была дочь Таня, которую Мартынюк удочерил. Бывшая жена тоже обрубила все контакты с мужем, принимала только алименты на дочь, а все попытки поговорить пресекала на корню.

Актёр был очень счастлив в новой семье, но в этой бочке мёда была огромная ложка дёгтя – Лизонька упорно отказывалась от общения с ним, говорила, что не может простить предательства.

Она стала совсем взрослой, когда Георгий Яковлевич с ужасом осознал – они с родной дочерью абсолютно чужие друг другу люди, и если бы Лиза вдруг согласилась поговорить, им было бы не о чем..

Это шокирующее открытие давило на него, заставляло снова и снова копаться в своей жизни, анализировать, кто был неправ, где ошибся.

И вдруг случившаяся с дочкой трагедия разом отмела все метания и сомнения – отныне и до конца жизни он винил в произошедшем только одного себя; не уделял внимания, не уберёг, недосмотрел..

Елизавете было всего 20 лет, когда она от неразделённой любви решила наложить на себя руки – она была одна в этом мире взрослых, ей не с кем было обсудить свои сердечные дела и просто посоветоваться.

Мама после развода ушла в себя и в работу, а папе она никогда не была нужна, ему интереснее была другая девочка, чужая дочь, которую он любил больше, чем Лизу.

Валентина и Георгий почернели от горя на похоронах единственной дочери, но эта беда не сблизила их, они по-прежнему избегали друг друга.

Потом они станут часто встречаться на её могиле, не сговариваясь, чисто случайно оказавшись там в одно время. А ещё позже актриса станет ходить одна – тяжелобольной Мартынюк приходить уже не сможет.

Вслед за Лизой ушли друг за другом его родители, а потом любимая дочка Танюшка заболела онкологией. Ниёле подключила самых лучших врачей, нашла необходимую сумму на операцию, совместными усилиями они вырвали девушку из лап коварной болезни.

А потом тем же недугом захворал и сам Георгий Яковлевич, но на операцию не соглашался, говорил, что некогда ему болеть, вон сколько съёмок началось уже, он не может подвести всю группу, да и в театре несколько открытых спектаклей.

Жена смогла уговорить его на полный курс лечения и после этого он ещё 11 лет плодотворно трудился, снимался, гастролировал. Мартынюк был очень дружен с режиссёром Светланой Дружининой и с удовольствием снимался в её картине «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII».

В последние годы жизни здоровье стало подводить всё чаще:
«ЗА ПОЛТОРА ГОДА ДО СМЕРТИ МУЖ ЗАБОЛЕЛ ПНЕВМОНИЕЙ, ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО ЕЁ ПЕРЕНЕС. В РОДНОЙ ТЕАТР НА МАЛОЙ БРОННОЙ, НА СЦЕНЕ КОТОРОГО ВЫСТУПАЛ 50 ЛЕТ, УЖЕ НЕ СМОГ ВЕРНУТЬСЯ.

У НЕГО ПОЯВИЛАСЬ БОЯЗНЬ СЦЕНЫ, ОН СТАЛ ЗАБЫВАТЬ ТЕКСТ, БОЯЛСЯ, ЧТО МОЖЕТ УПАСТЬ ВО ВРЕМЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИЗ-ЗА ЧАСТЫХ ГОЛОВОКРУЖЕНИЙ.

СО ВРЕМЕНЕМ У НЕГО СТАЛИ ПОЯВЛЯТЬСЯ НОЧНЫЕ ПРИСТУПЫ, Я СНАЧАЛА СПРАВЛЯЛАСЬ САМА, А ПОТОМ ПОНЯЛА, ЧТО УЖЕ НЕ СПРАВЛЯЮСЬ.

ВЫЗВАЛА СКОРУЮ ПОМОЩЬ, И ЕГО ОТВЕЗЛИ В БОТКИНСКУЮ БОЛЬНИЦУ, ГДЕ Я РАБОТАЮ УЖЕ МНОГО ЛЕТ. ЕГО ПОМЕСТИЛИ В РЕАНИМАЦИЮ, ОН УЖЕ ДАЖЕ ГЛАЗА ОТКРЫВАТЬ НЕ МОГ.

ЗА ДЕНЬ ДО СМЕРТИ Я ПРИШЛА К НЕМУ В ПАЛАТУ, ОН УЖЕ ПЛОХО ПОНИМАЛ, ЧТО ПРОИСХОДИТ, СПРОСИЛА: «НУ ТЫ ХОТЬ МЕНЯ УЗНАЁШЬ?» ГЕРА ПОВЕРНУЛСЯ И ТАК БОДРО, ЧЁТКО ОТВЕТИЛ: «КОНЕЧНО, УЗНАЮ» — И СЖАЛ МОЮ РУКУ.

КАК ВРАЧ Я ПОНИМАЛА, ЧТО БЛИЗОК КОНЕЦ, НО КАК ЖЕНА, КОНЕЧНО, НАДЕЯЛАСЬ, ЧТО ОН ВЫКАРАБКАЕТСЯ… КОГДА 13 ФЕВРАЛЯ В 11:30 МНЕ ПОЗВОНИЛ ЗАВЕДУЮЩИЙ РЕАНИМАЦИЕЙ, Я СРАЗУ ВСЕ ПОНЯЛА…» — РАССКАЗАЛА ЖЕНА АКТЁРА.

Источник