Ребенок, умеющий читать в два-три года, — это предмет гордости для родителей. Конечно же, ведь так приятно похвастаться своим маленьким вундеркиндом.
Но нужно ли это ребенку? Правильно ли нагружать его мозг чтением чуть ли не с младенчества? Без разногласий не обойтись, но у нас есть серьезные доводы, что не нужно этого делать.
Сегодня наша редакция рассказывает об особенностях раннего развития ребенка и поясняет, чем это может обернуться.
ОСОБЕННОСТИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
Раннее развитие — это модно. Каждый второй родитель обеспокоен тем, чтобы ребенок научился читать, писать и чуть ли не строить космические корабли в дошкольном возрасте. Только кому это нужно больше — ребенку или его родителям?
Многие родители считают, что важно научить ребенка читать как можно раньше. Кто-то думает, что это показатель высокого интеллекта, а кому-то не дает покоя ребенок соседки с четвертого этажа, который читать начал раньше, чем говорить. Причины у всех могут быть разные, но суть от этого не меняется.
Вот только будущая гениальность ребенка никак не связана с ранним чтением. Главная задача для ребенка в 2–3 года — познавать мир и развиваться в свободной игровой форме.
Обучение чтению отнимает время и отвлекает от свободной игры. Этот процесс требует концентрации и идет вразрез с естественными потребностями.
По большому счету, буквы — это лишняя информация для раннего возраста. В мире есть достаточно того, что ребенок обязан усвоить до трех лет: цвета, запахи, тактильные ощущения.
Ребенок знакомится с окружающим миром, учится взаимодействовать с ним. И на этом этапе развития это гораздо важнее букв, для них время наступит позже.
До семи лет отделы мозга, отвечающие за распознавание букв, еще не развиты. Если активно вовлекать их в работу до наступления нужного времени, можно нанести ущерб другим отделам мозга.
Получается, что высокое развитие отдельных навыков, вроде чтения, достигается за счет понижения интеллекта или навыков общения.
Конечно же, если ребенок сам стремится читать или мгновенно запоминает алфавит, не нужно препятствовать этому. Всегда есть дети, у которых к этому талант. Тогда нужно его развивать, но насильно заставлять ребенка не нужно.
Делая это по принуждению, можно украсть у ребенка вещи куда более важные. Например, такое грубое нарушение естественного хода вещей может повлиять на нормальное развитие речи. Нарушится природное восприятие речи, звукоподражание и произношение.
Получается, что левое полушарие мозга будет обкрадывать правое, а это творческая и эмоциональная сторона человека. Музыкальный слух, способности к рисованию, чувство ритма и навыки социализации — вот что родители воруют у ребенка, заставляя его читать в раннем возрасте.
Попробовать можно, от этого ничего плохого не случится. Однако нужно сразу понимать, получается это у ребенка или нет.
Если нет, то есть смысл позволить малышу заниматься более подходящими возрасту занятиями: лепить куличики в песочнице, играть с куклами или машинками. Пусть он полностью насладится прекрасным миром детства.
Чтобы научиться читать и писать, у ребенка еще будет время. Для этого и придуман целый год подготовки к школе и первый класс. К тому же практика показывает, что навыки чтения одинаковые и у тех, кто читал с раннего детства, и у тех, кто обучился этому уже в школе.
Специалисты по детскому развитию отмечают, что куда важнее, чтобы родители читали книги ребенку. Это развивает, укрепляет привязанность ребенка, а также закладывает отличный фундамент на будущее. От этого будет гораздо больше пользы.
Каждая мама знает, как будет лучше ее ребенку, но все мы склонны преувеличивать и перебарщивать. Именно поэтому всегда нужно думать, нужно ли ребенку то, что ты делаешь.
Интересные мысли о раннем развитии и воспитании высказала Татьяна Черниговская. Многим родителям есть что почерпнуть.
Также ранее мы писали о том, почему не стоит воспитывать детей. Советы от профессионального педагога.
А еще мы делились с тобой статьей молодой мамы, в которой она подробно объясняет, почему похвала гораздо важнее наказаний.