Многие образы, созданные им на киноэкране и на сцене, хорошо запомнились и полюбились зрителям. Его называли легендой МХАТа, которому он отдал более полувека творческой жизни.
Несмотря на тяжелый характер и высокую требовательность к коллегам, Алексея Грибова уважали, к его мнению прислушивались и многие, особенно начинающие актеры, обращались к нему за советом.
Алексей Грибов родился в Москве 31 января 1902 года. Его дед — выходец из крестьян, работал машинистом на железной дороге, отец служил у богатых людей шофёром, а его тёти были учительницами.
Мама скончалась, когда мальчику было два годика, отец очень скоро женился, в семье родились еще дети, у Алеши появились братья и сестрички, за которыми он помогал ухаживать родителям.
Пришло время, и мальчик поступил в начальное училище, после окончания которого работал на шелкоткацкой фабрике.
Неподалеку от имения, где служил шофером отец, находился летний театр — там Алеша впервые увидел сцену, актеров и увиденным был очарован.
Его тети иногда дарили ему билеты в московские театры — нечасто, но такие праздники у него бывали. С тех пор и зародилась у мальчика мечта стать актером.
Позже он поступил в школу Третьей студии МХАТ, после окончания которой был зачислен в труппу прославленного театра. Не сразу Грибов стал ведущим актером, лет десять он выходил на сцену в массовках и второстепенных ролях.
Но надо отдать должное юноше — он с завидным терпением ждал своего часа, в нем жила преданность театру и уверенность в том, что самое интересное впереди.
Впоследствии Алексей Грибов сыграл в театре Яшу в «Вишнёвом саде», Собакевича в «Мёртвых душах», Достигаева в «Достигаев и другие», Чебутыкина в «Трех сестрах», Землянику в «Ревизоре», Федора в «Днях Турбиных», Малюту Скуратова в «Трудных годах» и др.
Грибов был удивительным актером. Актриса Кира Головко вспоминала: «Алексей Николаевич мог все — мог встать на голову, ходить на руках, мог сесть на шпагат… Он бог знает что выделывал под грандиозный восторг публики и наш, конечно».
В 1935 г. режиссеры А.Зархи и И.Хейфиц пригласили Алексея сыграть командира танкового батальона в свой фильм «Горячие денечки». Это была первая киноработа актера.
Вскоре он был приглашен на главную роль в «Болотных солдатах», затем сыграл в картинах «Человек в футляре», «Первая конная».
Во время Великой Отечественной войны был участником фронтовой бригады, которая не раз выезжала на передовую и в госпитали с концертами для бойцов.
В 1944 году вышел до сих пор незабываемый фильм «Свадьба», созданный на Тбилисской к/ст с участием Грибова, Раневской, Федоровой, Мартинсона, Марецкой и других наших замечательных актеров.
В послевоенное малокартинье Грибов был одним из самых снимаемых актеров страны. Всего Алексей Грибов сыграл в 104-х фильмах, во многих из которых был исполнителем главных ролей:
«Гуттаперчевый мальчик» (клоун), «Взрослые дети» (Анатолий Кузьмич, глава семьи), «Полосатый рейс» (капитан судна) и др. В трех фильмах исполнил роль Климента Ворошилова — «Клятва», «Падение Берлина», «Донецкие шахтеры».
Хорошо известен по кинолентам «Алешкина любовь» (дед Зины), «Зигзаг удачи» (директор фотоателье), «Начальник Чукотки» (Храмов), «Семь нянек» (дедушка Лены),
«Верные друзья» (Нехода) и мн. др. Снялся в четырех выпусках киножурнала «Фитиль». Озвучил более 30-ти мультипликационных фильмов.
В 1970 году Алексей Грибов стал преподавать актерское мастерство в школе-студии МХАТ. Творчество актера было по достоинству высоко оценено — его любили не только зрители , но и руководство страны.
Четырежды Грибов был награжден Сталинской премией, дважды — орденом Ленина. А в 1972 году получил звание Героя Социалистического труда.
Алексей Николаевич Грибов был очень интересной личностью. Известный на всю страну актер стеснялся своей популярности. Перед студентами и коллегами никогда не кичился своими заслугами.
Но в тоже время был независимым, часто жестким и нетерпимым. О его тяжелом характере ходили легенды. И невзирая на все это, его любили и уважали — коллеги, зрители, студенты, представители власти.
Алексей Николаевич любил разбирать шахматные партии, был отличным водителем, обожал свою машину.
В молодости они с Михаилом Яншиным увлекались бегами и частенько проигрывали внушительные суммы. Дружил он с Анатолием Кторовым, о его таланте отзывался только в превосходной степени.
Женат был трижды. Первая супруга — вдова его учителя Барановского, который преподавал в студии.
Вторая жена — Изольда Апинь, помощница режиссера. У них родился сын Алеша, но семья скоро распалась, оба супруга были лидерами, ужиться им было тяжело.
Грибов помогал бывшей жене, и сынишку очень любил и никогда не забывал. В третьей раз он женился на Наталье Валендиной. Они познакомились во время съемок и, несмотря на 26-летнюю разницу в возрасте, стали встречаться.
Узаконили брак через 10 лет – для обоих штамп в паспорте был формальностью. Алексей Грибов удочерил 2-х дочерей супруги – Марию и Алену. Наталья была преданной женой Алексея Николаевича, выхаживала его, когда тот тяжело болел.
Алексей Грибов ушел из жизни 26 ноября 1977 г. На сцене, во время спектакля «Три сестры», у актера случился инсульт. Ему стало плохо, и зритель из зала крикнул, чтобы закрыли занавес — «актеру плохо, я врач».
Но Грибов попросил доиграть пьесу до конца и лишь потом вызвали «Скорую». Благодаря стараниям Натальи он прожил ещё три года, даже вернулся к деятельности преподавателя Школы-студии МХАТ, но на сцену больше не выходил.